phone

Контакты для прессы:
(495) 989–64–81

mail_outline

Или пишите на почту:
press@setstroy.ru

Четыре фактора, лимитирующих строительную деятельность

2 ноября 2016

По мнению экспертов ЦКИ, в отрасли сохранились серьезные внешние и внутренние проблемы. К внешним проблемам в первую очередь необходимо отнести сохраняющийся крайне низкий совокупный спрос на услуги строительных организаций со стороны основных инвесторов — государства, частного корпоративного сектора и населения.

При этом сами подрядчики повлиять на позитивное изменение данной ситуации практически не могут, если только не начнут повальный демпинг на свои услуги. Однако данный механизм уже задействован на полную мощность, и дальнейшая его интенсификация приведет к нулевой рентабельности строительного бизнеса и увеличению банкротств строительных организаций.

По состоянию на первое полугодие 2016 года рентабельность подрядных работ по виду экономической деятельности «Строительство» была самой низкой среди базовых отраслей экономики — 3,5%. Для сравнения — у отрасли «Рыболовство и рыбоводство» (хотя это и не базовая отрасль экономики) рентабельность в первом полугодии составляла более 60%.

Серьезным ограничителем спроса на строительные услуги в настоящее время является несбалансированный федеральный бюджет, дефицит которого за первое полугодие составил около 4% ВВП.

С другой стороны, уже почти два года продолжается хроническое падение реальных располагаемых денежных доходов населения. В августе 2016 года реальные доходы населения по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (по сообщению Росстата) упали на 8,3%. Подобной негативной динамики не наблюдалось почти 8 лет, с эпицентра предыдущего кризиса в декабре 2008 года, отмечают авторы исследования.

Как показывает историческая экономическая практика, при возникновении подобных финансовых проблем в целях оптимизации затрат государство первым делом ограничивает капитальные вложения в новое строительство и частично замораживает уже начатые объекты, а многие домашние хозяйства, особенно низко и даже среднедоходные, переносят покупку жилья в отложенный спрос.

В свою очередь, частный корпоративный сектор, находящийся, по мнению самих предпринимателей, в зоне повышенной экономической неопределенности, также сокращает активность по расширению своего бизнеса за счет создания дополнительных производственных площадей. Прежде всего это относится к высоко затратным капитальным объектам со сроком окупаемости не менее 7—9 лет.

Сохраняются серьезные внутренние проблемы и в самой строительной отрасли. Причем проблемной остается вся цепочка строительной деятельности, начиная от инженерных изысканий, выделения земельного участка, подготовки документации, определения сметных цен и получения разрешения на строительство объекта, заканчивая подключением самого объекта к необходимой инфраструктуре.

Имеет смысл особо остановиться на этапе получения разрешения на строительство, так как данный показатель входит в страновой рейтинг DOING BUSINESS, составляемый ежегодно Всемирным банком. В последнем рейтинге, составленном ВБ на середину 2015 г., Россия по показателю, характеризующему бизнес-регулирование в стране, занимала 119-е место из 189 стран. Причем нашими соседями по рейтингу с опережением являются такие строительные «гиганты», как Гамбия и Коморские Острова, а с отставанием — Республика Конго и Сан–Томе и Принсипи.

Анализируя текущее состояние экономики страны в целом и строительства в частности, можно с достаточной уверенностью констатировать, что основным драйвером возможного роста деловой активности в строительстве является скорейшая макроэкономическая и финансовая стабилизация, начало акцентированного роста экономики и, главное для подрядчиков, восстановление инвестиционной активности корпоративного сектора, а также реальных денежных доходов населения.

Другим важным фактором, способствующим позитивным преобразованиям в строительстве, должно стать проведение серьезных изменений в деятельности строительной отрасли и принципиальное усиление регуляторных функций со стороны Минстроя РФ. В первую очередь, это касается решения управленческих и организационных проблем, связанных с процветающими в отрасли административными и коррупционными барьерами.

Минстрою уже в ближайшее время необходимо решить хронические проблемы, связанные с улучшением сметного ценообразования в строительстве и введением новых строительных норм и правил, соответствующих современным реалиям рынка, а не базирующихся на СНиПах конца прошлого века. Затягивание решения этих задач может только увеличить технологический разрыв в области строительства между Россией и экономически развитыми странами, резюмируют аналитики ЦКИ.

phone

Контакты для прессы:
(495) 989–64–81

mail_outline

Или пишите на почту:
press@setstroy.ru

Вы можете задать любой вопрос по телефону: 8 (495) 989–64–81 Задать вопрос